Высшие женские курсы (Бестужевские) 140 лет высшему женскому образованию в России
ID:
MS-00000000009
Автор:
Год:
Серия:
Тип:
Текстовая
Жанр:
Просмотров: 7377
Поделиться:
Описание
20 сентября 1878 г. в столице Российской империи открылось новое учебное заведение для женщин – Высшие женские курсы (Бестужевские). Их организаторами были лидеры женского движения А.П. Философова, Н.В. Стасова, В.П. Тарновская, Е.И. Конради, а также известные общественные деятели и ученые, профессора Петербургского университета А.Н. Бекетов, К.Н. Бестужев?Рюмин. Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров. Открытие курсов было не первой попыткой создать условия для получения полноценного высшего образования женщинами в России. Так в 1870 г. в Петербурге были организованы Владимирские курсы – первые курсы университетского типа, которые наравне с мужчинами, имели возможность посещать и женщины, и которые к концу своего существования в 1875 г. стали полностью женскими.
Высшие женские курсы (Бестужевские), находясь в ведении Министерства народного просвещения, являлись частным учебным заведением и существовали за счёт специально созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам», которое осуществляло финансовое и имущественное обеспечение курсов. Основным доходом общества была плата за обучение, членские взносы, частные пожертвования, доходы от благотворительных концертов и т.д. Небольшие дотации выделялись Министерством народного просвещения и Петербургской городской думой.
Во главе педагогического совета курсов, в качестве заведующего, встал профессор К.Н. Бестужев?Рюмин (отсюда название курсов «Бестужевские»). Курсы имели два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Срок обучения, первоначально рассчитанный на три года, вскоре стал четырёхлетним. Несмотря на то, что программа преподавания соответствовала программе университетов и лекции читали лучшие профессора Петербурга, выпускницы курсов не были уравнены в правах с выпускниками университетов.
В середине 1880-х гг. вопрос о необходимости и качестве высшего женского образования вновь был поставлен на повестку дня. В 1886 г. Министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании. Однако Высшие женские курсы (Бестужевские) не были закрыты полностью: прекратился прием новых слушательниц. После утверждения 3 июля 1889 г. «Временного положения Петербургских высших женских курсов» учебное заведение возобновило деятельность. Курсы получили назначаемого директора и Совет профессоров, запрещались собрания курсисток вне курсов и преподавание отдельных предметов. Количество слушательниц было ограничено, повышена плата за обучение и введены другие ограничения.
Рубеж XIX – XX вв. характеризуется усилением общественной и революционной деятельности студенчества. Слушательницы курсов стали активными участницами этого процесса: ни одно студенческое волнение в столице не проходило без поддержки с их стороны. Время от времени курсам грозило закрытие вследствие антиправительственных выступлений. В таких ситуациях преподаватели и администрация курсов стремились искать диалог со слушательницами, направляя их взгляды на учебную и научную деятельность.
После революции 1905 г. Высшие женские курсы (Бестужевские) получили автономию. Совету профессоров предоставлялось право выбирать директора из своей среды. Вводилась предметная система обучения. В 1906 г. открылось юридическое отделение.
Наконец в 1910 г. Высшие женские курсы (Бестужевские) были признаны высшим учебным заведением. В 1911 г. выпускницы курсов получили право на звание учительниц средних учебных заведений и возможность получать ученую степень. С марта 1913 г. свидетельства об окончании курсов стали приравниваться к выпускным свидетельствам университета.
За годы своего существования Высшие женские курсы (Бестужевские) не однократно меняли адрес. В 1878 г. они находились в здании Александровской женской гимназии (Гороховая ул., д. 20), затем для них был нанят частный дом на Сергиевской улице (Сергиевская ул., д. 7). Наконец в 1885 г. по проекту академика архитектуры А.Ф. Красовского специально для курсов выстроили здание на 10-й линии Васильевского острова (дома № 31-35). В дальнейшем за счет пристройки корпусов и флигелей, в которых разместились учебные аудитории, актовый зал, библиотека, общежитие и астрономическая башня, соединенные в единый комплекс, помещения курсов превратились в большой учебный кампус.
В 1914 г. по проекту архитектора В. П. Цейдлера построили еще одно здание курсов, выходящее фасадом на Средний проспект (дом № 41-43) и объединенное с основным зданием курсов переходом внутри квартала. В нем должен был разместиться физический факультет, но в связи с началом Первой мировой войны здание отдали под госпиталь.
На Высшие женские курсы (Бестужевские) принимались девушки не моложе 21 года, которые должны были до 1 августа подать заявление, и приложить к нему документы: метрическое свидетельство, аттестат об окончании учебного заведения в объеме 8-ми классов женской гимназии, свидетельство о политической благонадежности и письменное согласие родителей или опекунов. В случаях, когда заявлений подавалось больше чем вакантных мест, устраивался конкурс аттестатов. Вступительные экзамены не сдавались.
Несмотря на то, что за обучение взималась плата, в желающих посещать курсы не было недостатка. Срок обучения составлял три года, а с 1889 г. – четыре. Первоначально учиться позволялось на одном из двух отделений: либо на историко-филологическом, либо на физико-математическом (с химическим курсом). Однако некоторые слушательницы продляли время пребывания на курсах для того, чтобы освоить дополнительные дисциплины. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года. В 1906 г. открылось юридическое отделение и была введена новая система обучения, предметная, позволившая слушательницам по желанию выбирать лекционные курсы. Помимо лекций почти по всем предметам и на всех отделениях проводились и практические занятия. Значительным событием оказались организованные профессором И.М. Гревсом экскурсионные поездки в Италию слушательниц курсов.
Помимо основной учебной деятельности слушательницы активно посещали различные кружки и занимались благотворительностью.
Всего за годы существования курсов состоялось 34 выпуска, число дипломированных выпускниц составило 7592 женщины, а число обучавшихся еще больше.
С началом Первой мировой войны население города охватил патриотический подъем. Учреждения и организации развернули целую сеть благотворительных лазаретов для раненных военнослужащих. Среди профессорско-преподавательского состава Высших женских курсов (Бестужевских) были собраны средства на устройство этапного лазарета имени Петербургских высших учебных заведений. Позже в здании курсов открылся 143-й городской лазарет, в котором слушательницы работали сиделками. Помимо этого они занимались сбором и шитьем одежды, сбором денег в помощь солдатам и их семьям.
Война, а затем и события 1917 г. внесли существенные коррективы в существование Высших женских курсов (Бестужевских) и как учебного заведения. Финансирование стало нестабильным из-за инфляции, ухудшилось материальное положение слушательниц и преподавателей. Началась текучка кадров, а, следовательно, прекращалось преподавание отдельных дисциплин.
В октябре 1917 г. Временное правительство приняло решение о преобразовании Высших женских курсов (Бестужевских) в Петроградский женский университет, однако это решение осталось лишь на бумаге. В мае 1918 г. Высшие женские курсы (Бестужевские) преобразованы в Третий Петроградский университет, который спустя год был объединен с Петроградским университетом.
Со времени учреждения на Высшие женские курсы (Бестужевские) приглашались читать лекции лучшие преподаватели и ученые столицы. Многие из них принимали непосредственное участие в создании курсов и продолжали преподавать на них долгие годы.
За сорок лет своего существования Высшие женские курсы (Бестужевские) дали высшее образование тысячам женщин. Основная часть выпускниц стали учителями средних школ, другие работали в библиотеках, читальнях и т. д. Среди прославившихся курсисток были видные деятели революционного движения, педагоги, писательницы, артистки. Многие талантливые выпускницы не оставили науку и, когда появилась возможность, получили ученые степени и с успехом продолжили научную карьеру.